Shantel Studio © 2015
Итальянская мебель времен средневековья была сдержана и проста. Характерной чертой являлась складная или сборная конструкция – оседлым образом жизни могли похвастаться немногие. Столы, кровати, табуреты легко разбирались. Статичная мебель была только в богатых домах или монастырях – у элиты, имевшей постоянные дома. Главными предметами обстановки являлись кровать, сундук, табурет, прямоугольный стол, шкаф. Для изготовления такой мебели применялись ценные породы дерева, а в отделке использовались мрамор, слоновая кость и драгоценные металлы.
Затем, в период Ренесанса, переняв основные приемы декорирования мебели от Греции и Рима – богатую лепку, пышную резьбу, орнаменты с изображением военных трофеев, - итальянские мастера быстро выработали собственный стиль, который прославил их по всему миру. Именно с XV века развивается мебельное производство, в том числе семейные ремесленные предприятия. Большой вклад в создание итальянской мебели внесли флорентийские архитекторы Бенедетто и Джулиано да Майно, которые были еще и резчиками по дереву. Джулиано обучил своего племянника Бенедетто искусству интарсии. Благодаря им появились новые формы мебели и новый тип и способы ее декорирования – архитектурный.
Среди мебельщиков раннего Ренесанса большое значение придавалось профилеровке: у ларей, имевших форму прямоугольного ящика, появляются точеные ножки, а их стенки становятся изогнутыми и декорируются резьбой – теперь с позолотой и росписью, деревянной инкрустацией. К росписи мебели привлекаются крупные художники этого времени. Наиболее распространенными типами итальянской мебели XV-XVI века были кассоне и кассапанка, стулья двух типов – на четырех ножках и на двух резных досках с восьмиугольными сиденьями, кровати низкие без балдахина с резными столбиками по углам, пришедшими из средневековья. Основываясь на археологических раскопках итальянские мастера перенимают архитектурный декор античной эпохи : пилястры, колонны, в оформлении шкафов появляются целые антаблементы, фризы, карнизы и капители. В моду входят архитектурные пейзажи на филенках шкафов. Львиные лапы, маскароны – атрибуты античной римской мебели – переходят в арсенал мебельщиков Италии. Богатые кресла с резными подлокотниками обиваются бархтом или дорогой кожей. Основным материалом для производства мебели становится орех.
Далее мебельное искусство начинает приобретать региональные особенности. Мебель произведенная в Болоньи, Риме и Сиене отличается крупной декоративной резьбой. В Ломбардии и Венеции заказчики предпочитали предметы мебели с инкрустацией и с геометрическими узорами из слоновой кости и контрастным рисунком черного и светлого дерева. Лигурия славилась шкафами – бюро и поставцами – креденцами с невероятным количеством выдвижных ящиков и дверцами, покрытыми рельефной резьбой.
Зародившаяся тяга к роскошным декорам стала основной для пришедшего затем нового стиля XVII века – барокко. В Италии он был принят легко и быстро благодаря работам архитекторов Бернини и Борромини, а также художника Пьетро да Кортона. Пышные динамические формы архитектуры, перегруженные декоративной лепкой, живописью, обильной позолотой, нашли свое отражение и в мебели. Предметы обстановки стали усложнятся по форме, дополнительно украшаться лепкой и витыми элементами, подчеркивая текучесть формы в противовес спокойным и четким линиям Ренесанса. Именно итальянское искусство и спровоцировало безмерную популярность барокко во Франции, именно итальянские мастера были приглашены на королевскую мебельную фабрику Людовика XIV создавать будущее французского мебельного искусства.
Мебель периода зрелого барокко вносит свои изменения – появляется четкое разграничение между креслом и стулом. У стульев в отличии о т кресел обычно спинка была низкой, а вместо подушек использовалось мягкое набивное сиденье. Характерным для итальянской и в особенности венецианской мебели является обилие мотивов, связанных со стихией воды: тритоны, раковины, морские коньки. Основными предметами обстановки стали шкафы, бюро – кабинеты, мягкие кресла и стулья. В качестве обивки используют бархат с крупным рисунком дамаска или цветочной темы. Итальянская мебель времен барокко стала идеалом стиля и своего времени, сделавшись обязательным элементом роскошных вилл и дворцов во всем мире.
Когда Италия обратила свое внимание на восточные образцы, в частности китайскую лаковую мебель, мастера научились создавать предметы в восточном стиле. Венецианские мастерские стали создавать богатое рококо с пышными цветочными орнаментами, фигурными и пейзажными композициями. Именно Венеция стала центром итальянского рококо в XVIII веке и производителем самой красивой итальянской мебели.
Находки археологов начала XVIII века в раскопках Помпеии пробудили интерес к античности, и вдохновили мастеров – краснодеревщиков на создание мебели в стиле ампир. Применялось все больше и больше античных деталей – древнеримские щиты, шлемы, копья и другие элементы, что сделало мебель главным выразителем стиля ампир. Формы мебели строго подчинялись законам античной архитектуры и ордерной системе, были очень тонки по рисунку и пропорциям. Основной материал – красное дерево, которое украшалось декоративными накладками из бронзы. Для обивки мягкой мебели использовались шелковые ткани, с орнаментами античной тематики. Мебель стиля ампир была парадной и в основном заполняла дворцы.
В это же время становится известной мастерская Джузеппе Маджолини. Его комоды наоборот отличала прямолинейность и строгость, а украшением были виртуозно выполненные панели маркетри – он мог использовать до 86 пород древесины. Наиболее яркие образцы неоклассицизма в Италии создал Пеладжо Паладжи: он украшал свою мебель скульптурными элементами, кариатидами, фризами. Техника инкрустации и покрытие лаком, использовалась практически везде и была очень популярна среди покупателей.
Паралельно, как тема возрождения Ренессанса и готики, развивается «дантовский стиль»: Х-образные стулья, столы с массивной резьбой, неудобные табуреты. Главными центрами изготовления мебели в этом стиле становятся города Лукка, Парма и Пьяченца.
А вот северные регионы Италии находились под влиянием Франции и романтического направления, где мебель изготавливали из грецкого ореха, а формы ее были более сдержанны и лаконичны.
Приморские города – порты, такие как Генуя, находились под сильным влиянием Испании, использовали импортный палисандр. На Сицилии, работали с черным деревом и инкрустацией слоновой костью, подражая испанским варгуэньо.
Мебель южной провинции Эмилии Романьи можно узнать по характерному геометрическому рисунку кружков и гвоздик на фасадах шкафов и сундуков.
К середине XIX века становится главной темой – возрождение рококо, что выражается в перегрузе мебели пышным декором: позолота и резьба на мягкой мебели, витые ножки шкафов, мраморные столешницы, интарсия. Знаменитыми краснодеревщиками этого времени считаются Андреа Бачетти из Флоренции и Анджело Барбетти из Сиены.
К концу XIX века, когда промышленная революция уже достигла Италии, начался новый стилистический виток в мебельном производстве, началось проникновение модерна – нового направления в декоре. Направление зародилось со своим именем - Stile Floreale (цветочный стиль), соединив в себе несколько стилей, было воспринято и подхвачено такими художниками – краснодеревщиками, как Карло Дзенома, Эудженинио Кварто, Карло Бугатти. Именно Бугатти сегодня считают одним из пионеров итальянского дизайна. Он стал не просто декорировать мебель, но и соединять в ней сразу несколько функций, объединив стул со светильником или впервые предложив столы со встроенными кабинетами. Мебель его мастерской не отличалась особым изяществом, но была новой по своей сути, и открыла дорогу новому мышлению и стилю XX века.
Статья основана на материалах журнала ФМ, статьи Ксении Бандориной.
Римский складной стул
Кассапанка - скамья - ларь со спинкой и подлокотниками
Кассоне - сундук для хранения вещей
Эпоха Ренесанса
Интарсия - архитектор Джулиано да Майно
Эпоха Ренесанса.
Кабинетное бюро „Бадминтон“
Самый большой, роскошный и дорогой предмет мебели за всю историю был создан в мастерских Великого герцога Тосканского во Флоренции в 1726 году. Работы проводились под общим руководством мастеров семьи Фоджини.
Над созданием кабинета трудились как минимум 30 человек в течение 5–6 лет.
Сделанный из чёрного дерева, позолоченной бронзы и инкрустаций в технике «пьетра дура» (pietra dura*) - техника инкрустации, состоящая в использовании декоративного камня для украшения мебели, а именно — камей, ваз, панелей с различными камнями, такими как малахит, лазурит и яшма. Барокко.
Стол из позолоченного дерева и зеленого мрамора. Ампир.
Мастерская Джузеппе Маджолини. Ок. 1800г.
Пеладжо Паладжи. Диван из красного дерева, облицованный кленовым деревом и красным деревом, покрытый современной шелковой парчой. ок. 1835, Ампир.
Карло Бугатти. Своеобразный стиль, частью основанный на моде мавританского искусства. Сложные геометрические узоры, инкрустация слоновой костью, металлом и деревом, круглые и прямоугольные формы мебели. 1900г.